15 июля в питомнике "Архиленд" прошел фестиваль, который нам посчастливилось посетить. Питомник расширил свою территорию и на прибавленной площади, пока она еще не занята посадками растений, провел это интересное мероприятие. Были приглашены флористы, ландшафтные дизайнеры, студенты и все желающие. Прямо среди луговой травы участникам были выделены места для творчества. Зрителям были представлены 15 работ, выполненных нижегородскими дизайнерами и специально приехавшей по такому случаю группой дизайнеров из Чебоксар.
День выдался очень солнечным. Настроение у нас было прекрасное. На фестивале работал профессиональный ведущий, который не давал никому заскучать, с добрым юмором говорил о каждой композиции. Говорили о своих работах и сами дизайнеры, объясняли свои идеи и замыслы. Я не ожидала даже, что получится настолько интересно. Буквально за несколько часов были созданы инсталляции из природных материалов, каких-то ненужных старых вещей, питомник "Архиленд" предоставлял свои растения. В этих небольших и очень простых композициях, несмотря на общий легкий шутливый тон фестиваля, было заключено столько глубокого смысла, столько души вложили авторы, столько своей теплоты, что меня это потрясло. Тронуло и разум, и сердце. Здесь были темы семьи, выбора жизненного пути, возрождения традиций русской усадьбы, хрупкости жизни и ее стойкости. Есть над чем поразмышлять...
Композиции в стиле лэнд-арт недолговечные. Они создаются на время. И в этом есть особая трогательность. То, что быстротечно, имеет очень большую ценность. Как, например, наша жизнь. Лэнд-арт призывает увидеть прекрасное вокруг, ценить каждый прожитый день, нашу природу, относиться бережно и с благодарностью к тому, что нам дано.
Хочется поблагодарить участников за их творческий труд, за доставленное удовольствие, пожелать им успехов и реализации своего таланта. Огромную благодарность я выражаю руководителю питомника "Архиленд" Ольгу Николаевну Воронину за приглашение на фестиваль, за то, что она делает для развития в России ландшафтного искусства во всей его многогранности.
Далее привожу слова О.Н.Ворониной о лэнд-арте.
Закономерность поиска гармоничного взаимоотношения между природой и человеком нашла отражение в современном течении искусства – лэнд-арте, что в переводе с английского land art означает «земляное искусство». Оно возникло в 60-х годах XX века и содержит в себе характерные черты мироощущения постмодернизма. В России же первые работы лэнд-арта появляются лишь в ХХI веке и в них так же заложена специфика современной культуры, но уже отечественной.
Лэнд-арт – направление в искусстве, в котором художественное авторское произведение, связанное с природой, интегрируется в ландшафт.
Лэнд-арт возник как реакция на экологические проблемы и в поддержку общественных движений в защиту окружающей среды, со временем превратился в необычный, далекий от традиционного, вид искусства.
Представители Лэнд-арта: Николай Полисский; Христо; Роберт Смитсон; Ричард Лонг; Герман де Врайс; Вальтер де Марина; Майкл Хейзер; Хамиш Фултон и др.
Лэнд-арт показал, что в искусстве всё ещё скрыты неизвестные силы, которые дают возможность нестандартно само выражаться. Стиль поощряет постоянное творческое движение, самобытность. Художники стремятся вернуть искусство в природу. Благодаря своему облику многие акции и объекты такого рода сближаются с фото-артом, поскольку большинство публики может созерцать их лишь в сериях фотографий.
Термин Лэнд-арт используется, чтобы охватить огромный диапазон художественных проектов, называя одним словом разных людей с разными взглядами на искусство. Но всё же их объединяет ряд характерных черт. Лэнд-арт – это в первую очередь «скульптура» и «живопись», образованные вмешательством человека в ландшафт. У художников Лэнд-арта особенное понимание скульптуры, она может быть и земляным укреплением, и металлическими столбами в поле, и искусственно созданной расщелиной на дне высохшего озера, и отпечатком на траве, оставленном в процессе ходьбы.
Объект Лэнд-арта можно назвать скрыто-откровенным вмешательством в ландшафт, которое должно безоговорочно гармонично влиться в окружающую среду и стать имитацией нерукотворной работы, то есть причудливым творением природы. Для таких скульптур художники обычно используют природные материалы, которые их окружают: прутья и ветки, листья, камни, предметы быта, различные растения, т.е. все, что дает сама природа.
Для художника непосредственная взаимосвязь с природными, естественными элементами становится неотъемлемым компонентом самого творчества. Чтобы создавать природное, художник должен почувствовать и осознать что он часть природы.
В общей сложности Лэнд-арт преследует две задачи – решение проблемы преобразования природы и включения её в контекст культуры и нахождение духовной связи между человеком и природой. Чувство полного растворения в природе – это важная информация, которую несет Лэнд-арт объект современным людям. Это своеобразная попытка через произведения искусства достигнуть полной гармонии с природой. Художники стремятся продумать момент восприятия своих работ и вызвать у зрителя особенное чувство близости с природой, заставить вспомнить, что каждый человек является её частью.
Основные причины зарождения лэнд-арта: реакция искусства на сложившийся кризис ХХ века в отношениях между природой и человеком, корень которого прослеживается не только в техническом развитии цивилизации, но и в новом мировоззрении человека, определяющимся влиянием культуры.
Характерные черты лэнд-арта: использование природных материалов, отношение к природе как объекту и субъекту искусства, эфемерность и изоляция произведений, особенное сакральное месторасположение, непосредственная взаимосвязь с природными, естественными элементами художником, как неотъемлемый компонент творчества, обращение к идеалам гармонии человека и природы прошлого и пр. Обоснованием сложной типологии лэнд-арта выступает постмодернистский принцип плюрализма, нашедший свое отражение в многообразии видов «искусства земли».
Особенности лэнд-арта России – безусловная политизированность общественных и культурных событий, радикальность, эпатаж, преобладание иррационального начала, пессимизм, нетерпимость и вседозволенность, тотальный плюрализм, эклектика, отражающая реальную дискретность общественной жизни страны переходного периода.
Цели лэнд-арта – решение проблемы преобразования природы и включения её в контекст культуры, поиск духовной связи между человеком и природой, отражают потребность современного общества в подобном искусстве.
Комментариев пока нет