В Лондоне проходит традиционная садовая выставка в Челси. Ежегодно ее посещают 150 тысяч человек, и миллионы следят за событиями через интернет. Своим репортажем мы тоже надеемся внести вклад в информационное ландшафтное пространство. Попасть на выставку не очень просто. Билеты заканчиваются за несколько месяцев до ее открытия. Билет на Челси воспринимается англичанами как ценность, считается хорошим подарком. Его цена - 49 фунтов. Спекулянты перед входом продают по 150... На "Chelsea Flower Show" лучше приходить к открытию, к восьми утра. В этом случае у вас будет примерно 2 часа, чтобы более-менее спокойно смотреть и фотографировать сады. Потом плотность посетителей будет такая, что станет трудно даже ходить. Если на наших фото вы не увидите толпу, значит, они сделаны рано утром или так удачно удалось найти ракурс. На Челси есть схема расположения участников - территория разделена на улицы. Самая длинная и прямая - Eastern Avenue. Здесь находится без малого сотня магазинчиков, где торгуют всякой садовой всячиной.
Большой интерес к выставке объясняется увлеченностью англичан садоводством и высоким классом представленных здесь работ. Участники шоу проходят строгий отбор, заранее представляют организаторам проекты. Есть постоянные участники, стиль и работы которых уже узнаются. Но каждый год дизайнеры придумывают что-то такое, что поражает воображение. Участники готовят только эскизные проект и ведут авторское сопровождение. Все работы выполняют специальные подрядные фирмы, которые имеют опыт строительства выставочных садов и знают, как увеличить шансы дизайнера на победу. Создание каждой композиции - это вложении очень крупной суммы, поэтому каждый стенд имеет спонсора и активно его рекламирует. Всем проходящим мимо раздаются буклеты, ручки, сумки, пакетики с семенами, газеты, плащи-дождевики и прочую подобную сувенирную продукцию. Если брать все без разбора, то быстро почувствуете, что уже сгибаетесь под тяжестью и ходить все труднее...
В этом году несколько изменились номинации. По-прежнему есть Шоу сады Show Gardens (всего их было 16) и Сады ремесленников Artisan Gardens (7 участников). Не стало номинации "Городские сады", но появились Fresh Gardens - небольшие по площади креативные композиции.
Теперь все шоу-сады на выставке и в каталоге сопровождаются квадратным штрих-кодом Data Matrix (или QR-код). Он позволяет с помощью современных мобильных устройств быстро войти на нужную страницу в интернете, надо лишь поднести телефон к этому коду. В номинации Fresh Gardens даже был сад, посвященный этому коду - The QR Code Garden.
Лучшим садом "Chelsea Flower Show" в этом году назван The Brewin Dolphin Garden, посвященный 250-летию известной одноименной инвестиционной компании и ею же спонсировавшийся. Приятная спокойная композиция, сделанная в историческом ключе: топиары, простой природный камень, милые некрикливые цветники.
Хорошее впечатление произвел The M&G Garden, тоже названный именем спонсора. Его спроектировал известный дизайнер Энди Стеджен, который уже неоднократно приезжал с лекциями в Москву, а теперь, возможно, проведет семинар в Санкт-Петербурге в ландшафтном центре "Зеленая Стрела".
Приятно было увидеть сад Furzey. Мы были там год назад (статья о саде). Сад принадлежит Благотворительному фонду, который поддерживает проекты по адаптации молодых людей с трудностями в обучении и с ограниченными возможностями. Здесь они обучаются садоводству и питомниководству, а потом получают помощь в трудоустройстве. Эта программа работает с 1986 года. На Челси были эти ребята - их глаза светились счастьем.
Очень необычный - The Westland Magical Garden. Это высокая пирамида, состоящая из семи уровней, собранных из чего-то, напоминающего строительные леса. Авторы пишут, что они хотели показать способ выращивать в городе овощи, фрукты и цветы. Он получил награду как самый креативный сад "Chelsea Flower Show - 2012".
Южнокорейский дизайнер Jihae Hwang спроектировал Quiet Time: DMZ Forbidden Garden. Этот сад производит сильное, но тягостное впечатление... Он показывает демилитаризованную зону (DMZ), возникшую шестьдесят лет назад после военного конфликта в Корее, который поделил ее на Северную и Южную. Теперь их с востока на запад разделяет безжизненная полоса шириной 4 км. В этом саду стоит вышка, есть какие-то заброшенные колодцы, заросший ручей, забор с колючей проволокой... Как же сильна боль корейского народа, если даже для цветочной выставки была выбрана такая тема. Это мне напомнило о Стене Надежды вдоль противоположных берегов ручья Чхонгечхон в центре Сеула, где 20 тысяч корейцев оставили свои подписи в знак надежды на воссоединение.
Если сравнивать выставку с 2011 годом, то есть такие наблюдения:
- Дизайеры активно используют сочетание традиций и современности, старого и нового - именно такая концепция была у победителя Челси-2011.
- Гораздо меньше стало огородной темы, которая была очень популярна в последние годы.
- Совсем не стало домиков для насекомых, которые повсюду использовались в 2011 году. Видимо, мода прошла...
- По-прежнему эксплуатируется тема диких, заброшенных садов. Можно было в изобилии увидеть различные сараи и покосившиеся заборчики...
- Дизайнеры обращают внимание на альтернативные источники энергии, экологию и экономию природных ресурсов.
Помимо конкурсных садов на выставке много красиво оформленных стендов компаний, предлагающих беседки, садовые украшения, теплицы, скульптуры и т.п. Например, стенд нашего знакомого Дэвида Харбера, с которым мы общались в Москве. Его компания делает очень красивые современные скульптуры и солнечные часы. Мой любимый - ажурный шар. Снаружи он матовый и даже покрыт патиной, а внутри - золотое зеркало. Когда в него попадают лучи солнца, шар светится. Это удивительно! Кажется, что там стоит лампочка, но ее нет. Свечение получается от солнца. В этом году компания Дэвида отмечает двадцатилетний юбилей.
День сегодня выдался солнечный и жаркий. Пройти и рассмотреть всю выставку, буквально продираясь сквозь толпы английских садоводов, - непростое испытание для ландшафтника, которому еще надо всегда держать наизготовку тяжелый фотоаппарат... Хочется увидеть и впитать все, но это невозможно. Некоторая недосказанность всегда остается. Потом, в более спокойной обстановке можно будет рассматривать фотографии, получать вдохновение и творческий импульс...
Пишу этот репортаж по горячим следам. Хочу поделиться впечатлениями и фото. Завтра летим в Москву, продолжим создавать свои дизайнерские сады. Пока не для Челси, но для наших любимых заказчиков. :)
Светлана Чижова
Вот и репортажи Риты Бриллиантовой:
шоу-сады - http://www.greeninfo.ru/reports/index.html/Article/_/aID/5581
малые сады - http://www.greeninfo.ru/reports/index.html/Article/_/aID/5583
В этом году цветочное шоу проходило в 99-й раз и в год "бриллиантового" юбилея пребывания на престоле английской королевы.
Символично, что на выставке я встретила Риту Бриллиантову - постоянного автора портала www.greeninfo.ru
Ее репортажи и статьи всегда сделаны с большой основательностью и серьезностью. Будем ждать на ведущем ландшафтном портале и публикацию и выставке в Челси.
Здорово!!!