Только что закончилось очень важное для всей нашей зеленой отрасли событие - IV ежегодная конференция Ассоциации производителей посадочного материала (АППМ). На мероприятие съехались почти 400 человек из российских городов от Калининграда до Находки, из Беларуси, Украины, Латвии, Германии, Италии, Бельгии, Польши, Нидерландов. Среди них питомниководы от небольших частных хозяйств до огромных корпораций, ландшафтники, садовые центры, производители товаров для питомников, пресса, представители государственных органов, науки и образования.
На конференции обсуждались следующие темы:
1. Анализ российского рынка посадочного материала
2. Питомниководство как успешный бизнес
3. Взаимодействие питомников с государственными и контролирующими органами
4. Связи питомниководства с образованием и наукой
5. Современные технологии производства посадочного материала
6. Cтратегия развития АППМ, прием новых участников, перевыборы органов управления АППМ
За два дня на конференции было прослушано около 40 выступлений. Расскажу кратко о том, что нам, ландшафтникам, показалось особенно интересным. В начале конференции выступали авторитетные питомники из Германии, Польши, Италии. На мой взгляд они каждый раз рассказывают одно и то же, по сути делают рекламную презентацию себя. Их выступления затягиваются из-за того, что требуется перевод. Гораздо интереснее слушать наших питомниководов, их рассказы о создании своих питомников, о трудностях и успехах. Такой обмен опытом, на мой взгляд, гораздо полезнее. А доклады иностранцев - это хорошо только для ознакомления. В Европе питомники находятся уже на совершенно другом уровне развития. Их технологии выращивания отточены и доведены до совершенства. Для них сейчас главная проблема - кому бы продать то, что они произвели, все эти растения наивысшего качества. И им очень повезло, что на востоке есть большая богатая Россия. А у наших питомников пока наоборот - большая богатая Россия находится вокруг них, готова покупать, но они пока еще не научились выращивать хорошие растения. Но учатся! Западные питомники очень дозированно делятся своими секретами, да и нельзя их опыт копировать в наших условиях. Сейчас российским питомниководам приходится самим изобретать технолигии или адаптировать западные. Этот начальный этап очень труден, но они полны энтузиазма и работают с полной самоотдачей.
Любопытный доклад сделала Татьяна Александровна Грачева, представитель ФГУ "Россельхозцентр". Она говорила о требованиях по сертификации посадочного материала. Оказывается много людей работает над тем, чтобы эти требования разрабатывать и потом спрашивать с производителей. А выглядят эти разработки очень забавно. Особенно на фоне того, что у нас сейчас на продукти питания отменяют сертификацию. Питомниковод по закону обязан за несколько месяцев подать запрос в "Россельхозцентр", оплатить за свой счет проведение экспертизы, которая должна дать заключение по качеству его растений. Как они это делают не понятно, потому что стандарты утверждены только для небольшого количества плодовых растений, что и показывала Т.А.Грачева. На вопросы из зала она отвечала уклончиво. Например, когда спросили, сколько стоит такая сертификация, она сказала лишь, что бланк и его оформление стоят порядка 950 рублей. Учтите, что сертификат выдается всего на год и на одну партию растений. Даже стоимость самих бумажек получится большая, а экспертиза стоит на порядок дороже. В Европе сертификат выдается не на отдельное растение, а на питомник, который бережет свою репутацию и уже сам заботится о качестве растений. Т.А.Грачева сказала, что лично она полностью согласна с этим, но сертификация в Европе идет с 1907 года, и у нас все впереди. Она призывала АППМ к сотрудничеству. Конечно, сотрудничество с государственными органами - дело хлопотное, утомительное и малоприятное. Но другого пути нет, все равно придется вести диалог и отстаивать свои интересы. Питомниководы собираются обратиться в Министерство сельского хозяйства с инициативой об отмене этого обязательного сертифицирования, которое невыполнимо на практике, но автоматически делает каждого питомниковода нарушителем закона.
Ирина Савватеева ("Питомник Савватеевых") в своем докладе проанализировала производство деревьев в отечественных питомниках. Это самая трудоемкая облать питомниководства. И мы еще долго не сможем здесь конкурировать с Западом. Пока в наших питомниках выращивают деревья, которые не требуется формировать, выводить штамб, нет взрослых деревьев. Можно найти лишь кустовые формы, молодые несформированные деревца в грунте или в контейнерах. С хвойными тоже все не просто из-за того, что у нас пока нет хорошо оборудованных питомников и грамотных специалистов, а погода часто преподносит сюрпризы, которые на хвойных сказываются гораздо сильнее, чем на лиственных растениях. Про выращивание хвойных рассказывал Сергей Цивына (питомник "Тисс-Руза"). А вот в производстве кустарников наши передовые питомники уже составляют конкуренцию европейцам. Как ландшафтник я могу подтвердить, что у нас уже можно найти качественные кустарники в достаточном количестве и по хорошей цене. С многолетниками дело обстоит еще лучше. Мы давно перешли на отечественные цветы, потому что они реально лучше и выигрывают по цене. Наши партнеры, питомники многолетников "Лесково" и "Цветочный город". О выращивании многолетников на конференции рассказывал Александр Безматерных ("Цветочный город"). Он говорил, что питомники многолетников уже хорошо сформировались и скоро будут полностью удовлетворять внутренний спрос в стране, а связано это с коротким технологическим циклом. Вышесказанное касалось декоративных культур. А на плодовые тоже существует огромный спрос. Тем не менее найти хорошие плодовые деревья и кустарники непросто. Эти растения должны быть только отечественными, причем районированными для регионов. Импорт нас здесь не спасет. Большой неудовлетворенный спрос есть на крупномерные плодовые деревья и кустарники. И это поистине золотая жила для питомниководов.
Евгений Олейник ("ГринПаркМастер") делал доклад о сотрудничестве питомников и садовых центров. Он проводил параллель между западными питомниками и нашими и советовал нашим более серьезно относиться к своим клиентам, к срокам поставки и к качеству посадочного материала. Он сказал, что питомники должны взять за правило, что работать надо каждый день, а неотгрузка товара "потому что у нас шел дождь" - это неделовой подход, и на Западе так не делают. Я согласна с Евгением, что многие питомники должны повышать качество работы с клиентами. Это не менее важно, чем выращивание растений. Продать товар в наши дни сложнее, чем его произвести.
На меня сильное впечатление произвели два доклада, сделанные корпорацией "Палисад". С.В.Тарасов и Э.Н.Аюпов рассказывали о глобальном рынке посадочного материала и продажах через крупные розничные сети типа "OBI". Отрадно, что ежегодно доля отечественного посадочного материала в крупных розничных сетях увеличивается на 5-7%, общий размер рынка рос в последние 5 лет на 20% ежегодно. Также они рассказывали про производство в России рулонного газона. Любопытно, что у нас произошло перепроизводство, в 5 раз превышен спрос. А в США производство рулонного газона в 110 (!) раз выше. Это говорит о том, что у нас еще очень молодой рынок, потребности еще только формируются. По цифрам видно, какой огромный рост еще ждет эту отрасль заленого рынка. Меня поразило, как по-западному работает эта компания, как грамотно они выступают, очень профессионально, что вызывает огромное уважение. Это уже большой бизнес! Два докладчика от корпорации "Палисад" были безукоризненно одеты, безукоризненно держались, безукоризненно подготовились, не вышли за рамки отведенного времени - Профессионалы с большой буквы. И вместе с тем, я остро чувствовала, как далеко это от меня, как это обезличено и обездушено. Мы все видели, что такое продажа растений в гипермаркетах - там к ним относятся не как к живым, а как к обычному товару, как к обоям или дверным ручкам. Вобщем, ничего личного, только бизнес... Мне кажется, далеко не все питомниководы могут так работать в силу трепетности своей души... В такой бизнес, наверное, ботаники не приходят...
О возможностях отечественного питомниководства говорил известный ландшафтный дизайнер Александр Сапелин. Он говорил, что ландшафтнику очень неудобно искать посадочный маетриал в разных питомниках, у нас на это просто нет времени. Так как сейчас идет позитивная тенденция к специализации, кто-то должен взять на себя роль координационных центров. Чтобы мы могли обратиться в один крупный питомник, а он уже сам подбирал бы для нас растения, которых нет у него, у своих коллег. Так устроено и в Европе. Например, в Германии с конечным потребителем работают всего несколько крупных питомников, которые все знают: "Рудольф Шмидт", "Лорберг", "Лоренц фон Эрен", "Брунс", "Лаппен". А тысячи маленьких и средних питомников выращивают продукцию для них. Но покупатель имеет возможность получить все в одном месте. Александр подчеркнул, что те питомники, которые сейчас возьмут на себя роль координаторов, лет через пять однозначно выйдут на лидирующие позиции.
Очень интересный доклад сделала Маргарита Ахмечет ("Тюменский декоративный питомник"). Она рассказывала о личном опыте создания питомника, о внедрении технологий, об организации труда. Маргарита имеет аграрное образование, закончила аспирантуру в Москве, она очень хорошо понимает все, что происходит с растениями. Ее знания, ее трудолюбие и требовательность, а также то, что она оказалась очень мудрым руководителем, быстро вывели питомник в лидеры и он стал известен во всей стране.
На конференции краткое сообщение делала Екатерина Никитина - директор Фонда садовой терапии "САД В ГОРОДЕ", который она создала в прошлом году. Это благотворительная организация, помогающая больным и детям-сиротам адаптироваться в обществе и укрепить здоровье. Садовая терапия очень полезна для всех. Катя занимается строительством специальных игровых площадок и озеленением в детских домах и больницах. На конференции она надеялась найти среди питомниководов неравнодушных людей, которые могли бы помогать с посадочным материалом. Уверена, что эта тема отозвалась в сердцах людей, и растениями "Сад в городе" будет обеспечен.
Последней выступала дизайнер-практик Елена Константинова. Она говорила о том, что надо создавать надежные сады, несложные в уходе, декоративные весь год и, главное, зимостойкие. Сетовала на то, что не может найти в наших питомниках нужный посадочный материал, а садовые центры часто продают неподходящие для наших условий растения. Например, многолетние астры из Европы у нас часто не успевают зацветать. Из Европы нам нужны только ранние сорта.
В конференции принимали участие и рекламодатели. Они заняли весь холл перед залом заседаний. Получилась целая выставка. Здесь же работали представители прессы и продавались книги.
К сожалению, организаторам не удавалось жестко следить за регламентом. Некоторые докладчики не вписывались в отведенное время и задерживали следующих. Это вело к тому, что сбивался весь график.
Вечером в первый день состоялся праздничный банкет, где происходило награждение, было застолье, долгие беседы, музыка, танцы. Все были под впечатлением от пения Александра Безматерных. Он исполнил несколько красивых песен, одну даже на итальянском языке.
Мне очень понравилась конференция! Она получилась даже лучше, чем я ожидала. Большая заслуга в этом исполнительного директора Ольги Таливановой. АППМ очень повезло с Ольгой. Это абсолютно позитивный, отзывчивый, деятельный, ответственный человек, и у нее нет своего питомника. Зато организаторскую и административную работу она ведет на "пять с плюсом"! Место для проведения конференции тоже было классным. Хороший отель, хороший зал. И природа в эти дни нас порадовала. Выпал снег, было морозно очень красиво - настоящая русская зима!
АППМ успешно работает уже три года. За это время произошел очень серьезный и заметный даже со стороны рост как уровня самой Ассоциации, ее членов, так и всех участников отечественного зеленого рынка. АППМ теперь имеет свой фирменный стиль, сайт, форум, активно участвует в выставках, проводит круглые столы и дни открытых дверей в питомниках, издала каталог питомников. Аналогичная организация есть в Украине, и возникла она на несколько лет раньше нашей. Поначалу наши питомниководы брали с украинских коллег пример, перенимали опыт, но сейчас уже полностью сформировались как серьезная общественная организация и темп их развития заметно выше. И самый важный опыт, который они теперь могут перенять у соседей - это опыт их ошибок.
Ассоциация Производителей Посадочного Материала – общественная организация, созданная в 2008 году по инициативе владельцев частных питомников растений.
Главная цель Ассоциации – развитие цивилизованного рынка посадочного материала, повышение качества продукции, производимой питомниками и повышение доли отечественного производителя на рынке.
История АППМ:
I учредительная конференция, состоявшаяся в марте 2008 года, собрала более 100 питомниководов из разных регионов России. На конференции были определены цели и задачи Ассоциации, принят Устав.
II ежегодная конференция проведена весной 2009 года, на ней были избраны органы управления АППМ и принят план работ на 2009 год.
В 2009 году Ассоциация прошла государственную регистрацию и приступила к практической деятельности.
На III ежегодной конференции 2010 года присутствовали 300 делегатов из 48 регионов России, а также гости из Беларуси, Украины, Литвы, Германии, Нидерландов, Бельгии. На конференции обсуждалось современное состояние питомниководства в России и пути развития отрасли.
Основные задачи АППМ:
- - Обмен информацией между питомниками - на данный момент происходит очень активно
- - Внедрение современных технологий производства посадочного материала - медленно, но что-то происходит в отдельных питомниках
- - Разработка отечественных стандартов на посадочный материала - есть наработки, но пока ничего конкретного
- - Отстаивание интересов производителей посадочного материала в органах государственной власти - Ассоциацию уже знают
- - Организация поездок по обмену опытом в российские и зарубежные питомники - этот пункт работает достаточно активно
- - Международное сотрудничество - есть определенные шаги в этом направлении
К настоящему времени в Ассоциацию вступили 72 питомника из 28 регионов России, а также из Украины (донецкий питомник "Фабрика декоративных растений") и Беларуси (КФХ "Ягодка).
Дружественная организация – украинский ВСППМ (Всеукраинский союз производителей посадочного материала).
Комментариев пока нет