Чай получил широкое распространение в Японии начиная с XII века, когда он был завезен из Китая и стал выращиваться при дзэн-буддийских монастырях. Сначала его использовали только в религиозных обрядах: подносили Будде и пили во время медитаций. В XIII веке обычай чаепития проник в среду аристократов и самураев. По блеску чайной церемонии и по числу гостей судили о самом хозяине – её устроителе. Церемонии в этом стиле назывались син-тя («дворцовый» стиль). Гости угадывали сорта чая – эта забава тоже пришла из Китая. Посуда для чайной церемонии была очень дорогой, ею дорожили не меньше, чем мечом. Ритуал чаепития стал символом аристократического времяпрепровождения.
В отличие от пышных чайных церемоний высокопоставленных особ, встречи простых людей за чашкой чая, называвшиеся суки-тя и носили куда более скромный характер. В XV веке (эпоха Момояма) священником Мурата Дзюко (1422-1502) был создан новый вид чайной церемонии. Он обогатил искусство чаепития философией и эстетикой дзен-буддизма. Чайная церемония стала восприниматься как способ отрешиться от забот и тягот суетного мира. Дзюко сформулировал 4 основных принципа чайной церемонии: гармония, почтительность, чистота и тишина и покой.
Сэн-но-Рикю в XVI веке разработал правила чайной церемонии и устройства чайных садов, основанные на принципе ваби – сдержанность и простота. Он говорил: «Принимайте своих гостей так, чтобы они чувствовали тепло зимой и прохладу летом. Положите уголь, чтобы вскипятить воду и приготовить чай, чтобы он был вкусным. Нет другого секрета». Сэн-но-Рикю закончил свою жизнь трагически – он сделал себе харакири. Поводом послужило грубое нарушение его учеником Тоётоми Хидэёси правил чайной церемонии. Военачальник Хидэёси был незнатного происхождения, но очень любил роскошь и почести. После одной крупной победы он устроил чаепитие на 5000 человек с музыкой и развлечениями. Протест духовного наставника стоил мастеру чайной церемонии жизни…
В эпоху Эдо чайная церемония стала более светской и стала больше походить на чаепития эпохи Хэйан. Увеличились размеры чайного домика, и обогатилась сама процедура. Детали чайных садов выполнялись с ситле кирей-саби («изящность и старина»). Предметы искусственно старили. Известная личность той эпохи – мастер Фурута Орибе (1544-1615), который получил официальное звание «высокий церемониймейстер чая».
И по сей день в Японии существуют несколько школ чаепития.
Есть красивая притча, которая помогает понять глубокий философский смысл, заложенный в японских садах.
Однажды учитель поручил ученику убрать сад. Ученик очень старательно мел дорожки, убирал с травы опавшие листья и сад стал безупречно чистым. Но учитель остался недоволен, что-то мешало ощутить полную гармонию. Он слегка потряс цветущее дерево вишни, и несколько лепестков упало на землю. Вот теперь картина в саду была идеальна.
Ничто не вечно. Ничто не закончено. Ничто не совершенно.
Классический чайный сад называется родзи. Все элементы сада были привычными и повседневными, но здесь они приобретали особое значение. Чайный сад – это сцена для философского спектакля с глубоким смыслом. Каждый элемент здесь должен быть на своем месте и выполнять определенную функцию.
Чайный сад разделяется на две части: внешний родзи и внутренний родзи. Они должны различаться по стилю оформления. Во внешней части должны присутствовать беседка для ожидания и декоративная уборная. Во внутреннем дворике размещаются колодец, декоративная мусорная яма, цукубай (место для омовения) и чайный домик (тясицу). Внешний и внутренний родзи разделяются простой изгородью, в которой есть двухстворчатые ворота. В чайных садах одной из школ ворота представляют собой отверстие для пролезания. Перед ним и за ним устанавливаются высокие плоские камни в качестве ступенек.
Все элементы соединяются между собой тоби-иси (шаговая дорожка из отдельных крупных плоских камней). Дорожка имеет очень важное значение, она символизирует путь чая – действо, приводящее к очищению.
Сам чайный домик – это небольшое скромное строение. Вход в него делают низким, чтобы человек мог пройти внутрь только согнувшись. Этот ритуал уравнивает всех участников чайной церемонии. И простолюдин, и князь должны поклониться, чтобы попасть в тясицу. Раньше рядом со входом делали полку для мечей, все гости должны были входить в тясицу безоружными.
Цукубай – место для омовения. Гости должны присесть на корточки, набрать из каменной чаши воды, омыть руки и прополоскать рот. Это обряд очищения. Форма цукубай может быть любой. Рядом с цукубай ставится каменный фонарь орибе-торо. По легенде мастер Фурута Орибе был христианином. Эта религия в Японии запрещалась. Орибе вырезал на ножке фонаря изображение Девы Марии, поклонялся ей, а никто не догадывался. Фонарь Орибе-торо всегда устанавливают рядом с цукубай. Низ фонаря должен быть прикрыт листвой. В чайном саду помимо орибе-торо ставят и другие каменные фонари, которые в темное время суток освещают территорию.
Принципы, лежащие в основе чайного сада:
Ваби и саби – скромность и простота
Сибуй – красота естественности
Югэн – прелесть недосказанности, скрытая красота вещей.
В чайных садах, как и в других садах Японии, возможны три степени проработанности композиции: син - полная, гё - полусокращенная и со - сокращенная. В основе этого представления лежит тридиция ситно, где божество может являться как гора, как окруженная горами возвышенность (ивасака) или даже как плоское место, засыпанное галькой (сики).
Комментариев пока нет