Никто не станет спорить, что Япония совершенно особенная самобытная страна. Нас, конечно, в первую очередь интересуют японские сады – это удивительное явление в ландшафтном искусстве. Но, как и везде, история развития садов тесно связана с историей государства. В этой статье мы кратко опишем основные вехи японской истории и их влияние на сады.
Суровые условия жизни на островах (ураганы, цунами, горные обвалы, землетрясения, наводнения) внушали древним японцам чувство обреченности и бессилия чело века перед стихиями, а также благоговение перед природой. Люди поклонялись горам, деревьям, солнцу, родникам, а также животным. На этом основана самая древняя религия японцев – синтоизм, обожествлявшая как живые, так и неживые, природные объекты. Синтоизм стал основой мировоззрения японцев.
По представлению японцев, вокруг живут духи ками, которые населяют окружающий мир: камни, воду, цветы, животных и другие. Все японцы (не люди вообще, а только японцы) произошли от божественных существ и присоединяются к ним после смерти. Каждый японский род имеет своего прародителя. Связующим звеном между божествами и обычными людьми служит император Японии – микадо. Он является прямым потомком богини Солнца Аматэрасу. И до сих пор в каждом японском доме есть семейный алтарь, где воздаются почести ками, императору и душам ушедших.
Самые древние постройки, которые относятся к неолиту, находят на севере Японии. Самая известная из них – алтарь в местечке Ою. Он был возведен примерно в 2000 году до н.э. Алтарь представляет собой круг диаметром 46,5 метров, выложенный из огромных камней, а в центре вертикально установлен самый огромный. Предполагают, что этот древний алтарь был посвящен Солнцу.
Первые японские святилища располагались под открытым небом, да и не нужно было никаких построек, потому что божественной являлась сама природа. Найдены древние места поклонения и ритуальных действий, которые представляют собой просто площадки, огороженные низким заборчиком из глиняных столбиков. В центре мог стоять камень (хецу-ивакура), который перевязывали соломенной веревкой. Возвышение с такими священными камнями называлось ивасака. Местом поклонения могло быть и пустое прямоугольно пространство, огороженное и засыпанное галькой, - сики.
В истории японского ландшафтного искусства подробно рассматривают период Средневековья, когда было создано большинство садов, известных сейчас во всем мире.
РАННЕЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ
Эпоха Ямато (300-710 гг.)
Началом периода является возникновение единого государства. Название он получил в связи с тем, что к тому времени на трон взошел род Ямато. В VI веке на острова из Китая и Кореи проник буддизм и быстро стал признан главной государственной религией.
Эпоха Нара (710-794 гг.)
Период получил название по имени городу, в котором находилась в то время столица государства. По этому принципу названы и последующие эпохи. Город Нара (в переводе – «Цитадель Мира») был возведен в 710 году по образцу столицы Китая – города Сиань. В этот период на культуру Японии очень большое влияние оказывал соседний Китай, откуда было привезено искусство разбивать сады, имитирующие природные пейзажи.
Эпоха Хэйан (794-1185 гг.)
В 794 году город Хэйан-кё (древнее название Киото) стал столицей Японии. В переводе «Хейан-кё» означает – Столица мира и спокойствия. От китайцев переняли не только многие культурные особенности, но и систему административной власти и управления страной. Монарх не участвовал непосредственно в руководстве, эта роль была возложена на многочисленных чиновников. При дворе Хэйан устраивались пышные церемонии. В это время процветали искусства, литература, но вместе с тем также изнеженность и беззаботность.
В 1175 году возникла буддийская школа дзёдо – «Чистая земля». К ней примкнули многие представители верхушки власти. Самый известный сад Дзёдо – Бёдо-ин в окрестностях Киото. В конце эпохи Хэйан появился трактат о тайнах создания садов САКУТЭЙКИ– самый древний письменный источник на эту тему. Автором считают сына императора Фудзивара-но Ёримити – Татибана-но Тосицуна (1028-1094). Трактат представляет собой два свитка рукописи. Здесь описаны секреты, которые накапливались веками и передавались устно из поколения в поколение.
По граница государства постоянно происходили стычки с варварами, для борьбы с ними организовывались военные кампании. Авторитет военачальников рос по мере того, как императоры отдалялись от государственных дел. Особенно возвысился род Фудзивара, который практически управлял страной в 670-1050 гг. Но в борьбе кланов он в 1185 году окончательно уступил места роду Минамото.
ЗРЕЛОЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ
Эпоха Камакура (1185-1333)
Город Камакура, ставший столицей государства, вырос из военного лагеря самураев. Здесь в 1192 году Минамото Ёритомо создал свое правительство, и власть полностью перешла в руки военной верхушки. Высший военачальник стал называться сёгуном (военно-феодальный правитель страны). Он сам назначал губернаторов, и все провинции подчинялись власти военных. Система управления была проста и эффективна, в отличие от китайской модели.
Оформился кодекс чести самурая – бусидо (путь воина), оказавший огромное влияние на всю японскую культуры. Эпоху Камакура культура стала распространяться среди широких слоев населения, а не только среди аристократии. В XIII веке самой влиятельной в Японии становится буддийская секта дзен («сердце Будды»).
В этот период жил и работал выдающийся мастер дзен-буддийский монах Мусо Сосэки (1275-1351). Его называют Мусо Кокуси, что означает «Учитель страны». Этот титул присваивался только лучшим. Мусо же получал его от императоров семь раз. Одно из величайших его творений – сад храма Сайхо-дзи. Мусо создал свою школу, которая оказала сильное влияние на ландшафтное искусство эпохи Муромати.
Эпоха Муромати (1333-1568)
Камакурский сёгунат пал в 1333 году. Была частично восстановлена власть императора. В районе Киото Муромати был сформирован новый двор и новый сёгунат под управлением Йошимицу из рода Асикага. Во времена его правления были налажены связи с китайской династией Мин и отражены нападения Кореи. Наследники Йошимицу стали вести междоусобные войны, изнуряющие страну. После них по стране стали бродить нищие уцелевшие в боях воины – ронины.
Эпоха Момояма (1568-1600)
После долгих и кровополитных войн к власти пришел Тоётоми Хидэёси, который провел в стране ряд прогрессивных экономических и политических реформ. Он не имел титула сёгуна и дворянского происхождения, но испытывал страсть к почестям.
В начале эпохи Момояма в Японию проникло христианство. В этот же период возникли чайные сады.
ПОЗДНЕЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ
Эпоха Эдо (1600-1868)
Эдо – древнее название Токио. Эпоха прошла под властью сёгунов из рода Токугава. В 1603 году к власти пришёл Токугава Иэясу. За 13 лет своего правления он примирил военачальников, начал объединение Японии, истребил всех своих противников и положил конец гражданской войне.
В японском государстве было утверждено 4 основных сословия: самураи, купцы, ремесленники и крестьяне. Помимо этого было еще одно, самое низшее сословие – эта, люди, занимающиеся «грязными» работами. Закон строго запрещал менять свой сословный статус.
В эпоху Эдо из Японии были изгнаны иностранцы, усилилась самоизоляция страны, официально запрещено христианство.
В это время в Японии впервые стали создавать газоны и выращивать цветы. В начале эпохи в моде была камелия. Также любимым цветком японсцев стал ирис - символ мужества.
Дом Токугава правил более 250 лет. Это было самое спокойное время в истории средневековой Японии.
__________________________________________________________________________________
Период Мэйдзи (1868-1912)
Средневековье и изоляция закончились в 1853 году, когда к берегам Японии подошли четыре американских корабля. Блокада была снята. Это спровоцировало недовольства и мятежи. Сёгунат был свергнут, и к власти пришло правительство юного императора Муцухито, который взял имя Мэйдзи («просвещенное правительство»). По его имени назван период.
В это время были упразднено феодальное сословие, конфискованы замки, запрещено ношение оружия. Япония стала мировой державой. Сюда потянулись иностранцы, которых удивляла и завораживала эта необычная страна.
Комментариев пока нет