Храм Рёан-дзи относится к периоду Муромати (1333-1568 гг.). Он был построен Хосокавой Кацумото в 1450 году. Храм не дошёл в оригинальном виде до наших дней, так как многие его сооружения были уничтожены пожарами, а позже построены заново. Название Рёандзи состоит из трех иероглифов. Первый означает «дракон», второй - «спокойствие», третий - «храм». Первые два слова служат определением к третьему. Поэтому название можно перевести как Храм покоящегося дракона.
Самая известная его часть - небольшой сад камней размером 23 х 9 метров выполненный в стиле карэсансуй (сухой пейзаж). Он расположен рядом с домом настоятеля дзен-буддистского монастыря. Сад камней закрыт стеной и связан с павильоном, из которого его и можно увидеть. Как принято в Японии, перед входом в павильон надо снять обувь и пройти в носках по полу или татами. На стенах павильона есть росписи, выполненные художником Соами. Эти росписи и сад камней составляют единое целое. Картины на стенах объясняют и расшифровывают пейзаж сада.
В саду находится 15 камней, сгруппированных в пять композиций, но с какой бы стороны мы ни смотрели, можем видеть только 14, пятнадцатый камень всегда скрыт за другими. Это говорит о том, как много непознанного в мире, и всегда что-то ускользает от нашего понимания. Считается, что увидеть все 15 камней может только человек, достигший просветления. Разместить камни таким образом очень сложно, что говорит о высоком мастерстве создателя сада. Сейчас в павильоне помещена уменьшенная модель сада камней в деревянной коробке, где можно рассмотреть всю композицию сверху.
Что хотел показать автор? По одной версии сад изображает море и острова в нем, по другой - это тигрица с тигрятами переплывают реку. А, возможно, это просто абстрактная композиция, созданная для созерцания и медитации. Она удивительным образом завораживает зрителя, который начинает видеть различные образы и уноситься сознанием далеко от суетного мира. Рёан-дзи хранит в себе много тайн. Разгадать их пытаются историки, культурологи, философы, математики... Точно не известно, кто является его автором, но традиционно считается, что это Соами. Не установлено и время его создания, известен только период: 1619-1680 гг.
Такая сокращенная форма сада по мировоззрению дзен-буддистов является миром непроявленных форм жизни, где они существуют только как потенциал и могут возникать отсюда как явление. Такой способ изображения природы восходит своими корнями к синтоистским сики. В саду нет ничего изменяющегося, растущего, цветущего и увядающего, но движение и зыбкость окружающего мира чувствуется особенно остро. Белая галька всегда бывает причесана по-разному, движутся тени от камней и бороздок, эти тени то четкие, то размытые. Невозможность сосчитать все камни дает ощущение недосказанности и неполноты картины.
Сад камней храма Рёан-дзи приобрел всемирную известность в 1975 году, когда его посетила королева Великобритании Елизавета II и была восхищена им. Это, наверное, самый известный японский сад, и некоторые думают, что он типичен для японского стиля. Но это, конечно же, не так. Более того, подобных садов в Японии очень мало. Загадочный, не похожий на другие сад камней Рёан-дзи является источником вдохновения для многих людей.
Территрия сада не ограничивается садом камней. В центре находится большое живописное озеро с островами и мостиками. Прогулочная дорожка идет по берегу. На территории есть чайный сад, который закрыт для посещений. Еще мы видели белую могнольскую ступу и целую рощу ниваки киотосской формы.
Комментариев пока нет