О нас Цены Партнеры Отзывы Контакты Личный кабинет Каталог растений Публикации Сады и парки Интернет-магазин Новости Наши фильмы Проекты Портфолио
Главная / Портфолио

Японский сад для семьи Всеволода Овчинникова

Передача "Дачный Ответ" на НТВ 31.10.2010 показала переделку на даче известного востоковеда Всеволода Владимировича Овчинникова (автор книг "Ветка сакуры" и "Корень дуба"). Мы реализовали его мечту - иметь японский сад. Главной идеей сада стал 60-летний юбилей: именно столько Всеволод Владимирович работает в журналистике и столько же лет вместе со своей женой Музой Павловной.

 

Рисунок Дмитрия Попова

 

Главная идея

 

Восточные сады всегда имеют идею, чему-то посвящаются. Было решено центральной идеей сделать юбилей, который Всеволод Владимирович и Муза Павловна отмечают в следующем 2011 году: 60 лет вместе и 60 лет Всеволод Владимирович в журналистике. Число 60 – очень важное и значительное на Востоке. Оно означает полный цикл: двенадцать раз по пять – 12 животных (по восточному календарю) и 5 стихий (земля, огонь, металл, вода, дерево). В нашем проекте число 60 присутствует в квадрате 4х4 метра, который разделен на 100 квадратиков 40х40 см. Сорок из них – газон, а шестьдесят – камни. Шестидесятый камень – особенный. Он сделан из натурального камня (инкерманский известняк) и на нем японскими иероглифами выгравировано «60». Этот юбилейный камень был сделан для нас скульптором по специальному заказу. Идею сочетания зеленых и каменных квадратов мы взяли в саду одного из древних храмов Киото - Тофуку-дзи. Однако, эта "шахматная" композиция сделана относительно недавно - в 1939 году историком и теоретиком японских садов Сигэмори Мирэа, который восстанавливал этот храм.

 

В углу рядом с центральным квадратом расположена небольшая простая беседка со скамейкой. Можно сидеть на скамейке и любоваться садом, причем смотреть в разных направлениях, так как беседка угловая. Беседка сделана в японском стиле, что выражено в простоте форм и традиционных цветах: темно-коричневые опоры и светлые бежевые стены.

 

От основного квадрата идет дорожка тоби-иси, выложенная из отдельных плоских широких шаговых камней (розовый кварцит). Она выводит за пределы нашего японского садика, в другую часть сада. У японцев, если на дорожке лежит небольшой округлый камень, перевязанный крест-накрест черной веревочкой (сэкимори-иси) – проход гостям запрещен, начинается приватная часть. Интересно, что не только люди, но и духи не могут преодолеть это препятствие. Веревка в символическом смысле привязывает их к камню, не дает пройти дальше.

 

Крыльцо и вход

У Всеволода Овчинникова часто бывают гости из Японии. Когда хозяева их встречают, явно чувствуется недостаток места во входной зоне – площадка очень маленькая, да еще и рядом растут колючие кусты дикого шиповника. К тому же выход в сад от дома затруднен тем, что площадка находится по уровню сантиметров на 50-60 выше и есть крутой уклон. Очень неудобно!

Мы решили расширить площадку перед домом, обустроить ее для встречи гостей и сделать удобный выход в сад. По периметру площадки поставили столбы и накрыли их перголой. Эту деревянную конструкции покрасили в темно-коричневый, традиционный для Японии цвет. Наша пергола выполняет еще одну очень важную функцию. Она связывает сад в японском стиле с домом, маскирует дом. Года за три она увьется лианами, которые будут давать тень, защиту от несильного дождя и усилят связь дома с садом. Вид со стороны сада на дом будет более благоприятным.

 

Под перголой получилось большое пространство, как переходная часть между интерьером и экстерьером, комната в саду. Раз это комната, мы изготовили и расставили здесь мебель, которая тоже выдержана в японской стилистике – простая, надежная, покрашена в темно-коричневый цвет. Как и в беседке, здесь есть угловая скамейка. Перед ней стоит низкий квадратный стол. Если придвинуть стол вплотную к скамейке, получится единая поверхность, которую можно застелить и устроить что-то вроде традиционного японского татами. Есть еще отдельно стоящая скамейка и высокий столик-подставка.

 

Композиция нашего сада рассчитана так, что когда входишь в калитку, то не видишь сада сразу, обзор закрывают три плотные туи. Вид открывается только тогда, когда сделаешь несколько шагов, и не сразу, а постепенно, с каждым изгибом дорожки можно видеть все новые и новые картины.

 

Рельеф

Японские сады подразделяются на плоские (хиранива) и рельефные, с холмами. Мы создали сад второго типа – с насыпными холмами цукияма. С помощью геопластики мы решили вопрос с разными уровнями входной зоны и поверхностью земли в саду и сделали живописные холмы. Если раньше попасть в сад от дома было проблематично, то теперь есть два спуска: полого понижающаяся дорожка и ступеньки. Делать оба спуска ступенчатыми нежелательно, потому что иногда лестница в саду может стать серьезным препятствием. Например, если надо проехать с тачкой, или появится у Всеволода Владимировича и Музы Павловны правнук – как с коляской по ступенькам?

 

Понижение уровня в сторону сада мы оформили пологим склоном, на котором разложили крупные камни (змеевик или серпентинит), посадили растения и постелили рулонный газон. По периметру нашего японского садика мы сформировали длинные пологие холмы. Они очень украшают сад, подчеркивают его стилистику и зрительно отделяют от остальной «не японской» территории. Высота холмов максимум 50 см. Мы не завозили специально грунт для холмов, а использовали тот, что вынули при подготовке основания для дорожек, сухого ручья, фундамента беседки.

 

Мощение

Дорожки в нашем японском саду покрыты галькой. Мы подобрали камни разных оттенков: светло-серый, темно-серый и красноватый. Мощение было выполнено на бетонное основание. Мы сделали мощение еще и перед гаражом (из серых плиток 40х40 см), покрасили ворота в гараж. Соединение разных видов мощения сделали не по прямой, а по красивой плавной линии.

 

Освещение

Для японского сада очень трудно подобрать светильники. В самой Японии я видела только простые лампочки, замаскированные коробами из бамбука. И это вынужденная мера, современная. Традиционные японские сады такие древние, что, в отличие от итальянских, французских или английских, в них вообще не предусматриваются осветительные приборы. В нашем проекте мы решили осветить сад не снизу, а сверху, установив светильники под крышей беседки и перголы – всего 18 штук. Эти светильники поворотные, их можно направить на различные объекты в саду. Хорошо, что они не бросаются в глаза, черные на темно-коричневом фоне не заметны и не портят общий вид.

Каменные японские фонари, как это ни странно, не предназначены для освещения территории. Эти фонари были ритуальными, они освещали путь богов и символизировали свет учения Будды. Но в них можно поместить маленькую свечку. Фонарик будет светиться в темное время суток и придавать саду особый сказочный вид.

 

Растения

Хорошо, что на участке уже были деревья и кустарники, многие из них мы включили в композицию. Удалили только несколько кустов дикого шиповника. Плодовые деревья имеют очень японский вид, поскольку в ботаническом смысле являются родственниками сакуры. Это особенно заметно весной, когда у нас цветут сады. Высокий терн, растущий возле дома, мы тоже оставили, но с помощью обрезки придали ему японский вид – подстригли в виде зонтика. Для этого убрали всю поросль снизу и ветки сверху.

 

Мы посадили 53 древесных растений. Из них 18 хвойных, 27 лиственных и 8 лиан. Травянистых растений было посажено 170 штук. Растения тоже подбирались по смыслу. Они подчеркивают общую японскую стилистику сада. Например, бересклеты, клен, виноград и спирея дают яркую красную и оранжевую окраску осенью. Гортензия очень любима в японских садах. Дерен белый имеет ярко-красную кору, он очень хорош для зимы. Зимой также украшают сад долго не опадающие плоды бересклета европейского и яблони декоративной. Чубушник называют в народе жасмином за приятный аромат его цветков. Мы посадили куст чубушника рядом с беседкой. Сирень Мейера Палибин сформирована в виде шариков. Такие же зеленые шары часто встречаются в садах Японии. Особое место занимают, конечно, хвойные растения и особенно сосны. У нас посажено 7 сосен четырех различных видов и форм, но все они компактные и хорошо поддаются формированию. Так что их всегда можно держать в нужных нам габаритах.

В отличие от строительных объектов, зеленая структура сада динамична. Растения увеличиваются год от года. Когда мы их сажаем, сад может казаться каким-то незаполненным, но ландшафтный дизайнер знает скорость роста каждого растения, каких оно достигнет размеров, и с учетом этого составляет план посадок. Очень меняется вид сада в течение года. Мы старались так подобрать растения, чтобы красиво было в любой сезон. Кроме того, с помощью растений мы создали обособленный закрытый уголок в японском стиле внутри большого сада.

 

Сухой ручей

В традиционных дзен-буддистских садах был изобретен интересный садовый элемент – сухой пейзаж (карэсансуй). Здесь вода присутствует в символическом виде. Крупные камни изображают скалы, берега, острова, водопады, а мелкий гравий – саму воду. Желая еще больше подчеркнуть идею, на этом гравии рисуют водную рябь, круги «на воде». Современные японские историки садового искусства считают, что одной из причин популярности такого приема в течение долгого времени  являлся недостаток воды в Киото вплоть до начала ХХ столетия, когда с помощью специально прорытого канала в город наконец  были подведены воды озера Бива.

Чтобы исключить прорастание сорняков в сухом ручье, под гравием расстилают геоткань. Наш сухой ручей начинается от крыльца и "течет" вниз по рельефу. На равнине "растекается" в небольшое озерцо, обрамленное ирисами. На берегу стоит каменный фонарь оки-торо. Это самый маленький из японских каменных фонарей, его обычно ставят в маленьких садиках и на берегах небольших ручьев (в том числе и сухих). Этот фонарик специально для нашего проекта изготовил скульптор Александр Болдырев из натурального камня (инкерманский известняк).

Мостик через сухой ручей мы сложили из пяти больших длинных камней (песчаник). Пять – это очень хорошее число для японца. Мы положили камни таким образом, что мостик немного выгнут, а между камнями «протекает» «вода». «Водопад» мы тоже оформили, как настоящий. Среди камней посажены растения, которые немного скроют камни, сгладят общую картину, и сад будет выглядеть завершенным.

 

Камни

Камни в японском саду занимают самую важную позицию, важнее растений, ведь Япония – горная страна. Ни один сад не обходится без камней. Японцы начинают строить сад с того, что раскладывают камни. Корни этого явления лежат в древней японской религии синтоизме, которая одушевляла природу, рассматривала все объекты, в том числе и камни, как вместилище духов, которым поклонялись люди. Камни в японских садах используются в трех направлениях. Первое – это имитация природы. Камни в саду должны вызывать ассоциации с естественными природными пейзажами. Создание садов – это повторение природы в миниатюре. Второе – символическое, введенное в ландшафтное искусство дзен-буддистами. В этом случае камни раскладываются особым образом, каменная композиция наделяется мощной символической сутью и способствует при длительном созерцании и медитации достижению состояния нирваны. Но это требует особой длительной подготовки. Третье направление – практическое, утилитарное, использование камня как строительного материала, для мощения дорожек.

Мы тоже использовали много камня: на мощении, для оформления сухого ручья и просто размещали их на газоне, в цветниках и среди растений. В декоративных композициях мы использовали змеевик (другое название этого камня – серпентинит). Работать с камнем очень интересно. Все камни разные, и когда их рассматриваешь, они как будто сами просятся на определенные места в саду. Например, большой камень в начале сухого ручья так удачно расположился, что на его верхушке получилась горизонтальная площадка, как столик, а сам он встал строго параллельно площадке под перголой. Сущность камня может проявиться тогда, когда мы начинаем его вращать и рассматривать, с какой стороны он красивее, и как его расположить. Тогда камень будто бы сам подсказывает нам, как он хочет лежать или стоять.

Самая распространенная композиция состоит из трех камней. Самый крупный в группе ставится вертикально и обозначает Будду. Впереди справа и слева укладываются горизонтальные камни, но не одинаковые, один из них должен быть больше другого. Это помощники Будды – ботхисатвы. Мы сложили такую композицию рядом с беседкой.

 

Декорирование

В первую очередь мы задекорировали забор с помощью специального тростникового полотна. Оно долговечно и очень хорошо смотрится.

Основные декорации были сделаны в зоне входа под перголой. Мы украсили стол, накрыли его для чаепития. Использовали традиционные японские цвета – черный и красный.

Фигурка, похожая на матрешку – это дарума, божество в японской мифологии. У Дарумы нет ни рук, ни ног, ни глаз. Считается, что это изображение буддистского монаха Бодай Дарума, который провел девять лет в неподвижной медитации. В Новый год фигурке следует нарисовать один глаз и загадать желание. Когда желание исполнится, Даруме рисуют второй глаз. А если божество не поможет с исполнением в течение года, его сжигают в новогоднем костре.

В японском саду важны звуки, нужно слышать музыку ветра. Для этого мы повесили два японских колокольчика: под перголой и в беседке. К их язычкам привязаны красные флажки, которые раскачиваются ветром и заставляют колокольчики звенеть. Я сама сделала эти флажки. Иероглифы на флажках: «счастье», «благополучие», «успех» и «уважение» - это наши пожелание Всеволоду Владимировичу и его семье.

 

Мы благодарим за помощь в подготовке статьи японоведа Матрусову Татьяну Николаевну, которая сделала очень важные и ценные замечания, касающиеся истории ландшафтного искусства Японии.

Пообщаться с Татьяной Николаевной можно на форуме, где она возглавляет группу любителей японских садов. 

 

ВИДЕО - передача "Дачный Ответ" - реклама + дополнительные материалы.

 

 

 

План японского садика

 

 

План посадок

 

Все статьи
Коментарии
07:34 29 Августа 2013
Чижова Светлана Леонидовна

Прошло 3 года после создания сада. Мы наблюдали за ним. Немного помогали с уходом. 

Вчера я сделала новые фотографии. Можно видеть, как преобразился сад. Всеволод Владимирович очень доволен, привозит сюда своих коллег-японцев. Журналисты, которые приезжают к нему брать интервью тоже с удовольствием снимают наш садик.

В пятницу сюда приедет съемочная группа "Дачного Ответа", чтобы снять небольшой сюжет о нашем японском саде спустя три года после его создания. Конечно, будет уже гораздо красивее, чем вначале!

20:53 3 Сентября 2011
Светлана Чижова

Здравствуйте, Галина!

Большое спасибо за Ваши слова в адрес наших работ!

Стоимость ландшафтного дизайна зависит от очень многих параметров. Мы постарались дать объяснения с статье:

http://www.landy-art.ru/helpful_information/publications/index.html/id/271

Возможно, там Вы найдете ответы на вопросы. А если нет, мы с удовольствием ответим!

00:53 3 Сентября 2011
Галина

Уважаемая Светлана!Очень нравятся Ваши работы!Мечтаю  обустроить свой сад.Не могли бы Вы сказать какова реальная стоимость данного проекта? На мой взгляд,смета,указанная на сайте ДО сильно занижена.Хотелось бы сориентироваться по ценам и мечтать дальше уже конкретнее.С уважением , Галина.

Другие статьи